Наш “золотой” Сергей Васильевич. “Три кита” сущности личности Рахманинова – военный (“имперский”) стержень, почти всегда с юмором, как в финалах второго, третьего концертов и многих других сочинениях. “Женщина-весна”, в музыке любовной лирики, всегда пропитанной пышным восточным эротизмом и природа родного края.
“Имперская сущность” русского дворянина великолепно “растворилась” в метафизике любви Рахманинова к природе и женщине. Его “милитаризм” направлен почти всегда в сторону красоты победы жизненных сил над смертью. Это “пример для подражания” всем русским, как огранить и перенаправить имперскую сущность в область созидания или искусства.
У Рахманинова, его характерная для дворян воспитания 19 века, “военизированная душа” преображена и обрамлена в силы природы. Либо весна побеждает “зиму-смерть”, либо обаятельный “герой” побеждает и “завоевывает” военной статью и удалью “весну-жизнь”, которая всегда олицетворяется глубоко эротичными восточными мотивами. Как кода второго концерта, как средняя часть этой невероятно популярной прелюдии.
Теперь, “о живой музыке”. Что делает любую музыку живой – это передача всех глубинных смыслов, которые заложены в музыкальном тексте-сознании композитора. Если военные мотивы Рахманинова лишены юмора (а он “прячется” между нотками, в микро паузах, во времени между тонами, причудливых “изломах ткани”), то нет живого Рахманинова, есть только мертвые “дубоватые” формы, потому что юмор – одна из главных черт характера Сергея Васильевича, которую, к сожалению, мы никогда не слышим у исполнителей.
Если не наполнять музыку Рахманинова подлинно благородным эротизмом, то она никогда не “оживет”, а будет лишь очередным сладким сиропом “русского производства”. Поэтому, воспитание вкуса, меры, изящества, глубины понимания сущности человека определенного времени, культуры, характера необходимо для передачи, казалось бы простых, а на деле – очень сложных и тонких “материй”.
Вкус, юмор, благородная мужественность, “военная выправка”, “имперская шутливость”, мифологизированное”, глубоко поэтическое, художническое мышление, любовь к женщине, любовь к России, православное благородство мировоззрения – всё это необходимые “составные части” сущности рахманиновского мира. Не прочувствовав, не обретя их в себе, как личные пережитые эмоции, никогда не только не войти в мир Рахманинова, но, даже и не понять его начал.
Have a good day my dearest friends.
AG