Чем дальше от “человеческого”, тeм ближе к человеку.
Чем больше познаешь и понимаешь ценное в жизни и искусстве, тем дальше “от человека”. Я не раз говорил, что в искусстве (поэзии, литературе, музыке) великое там, где “нет человека”. Это совсем не означает “абстракцию”, иллюзию, “мизантропию” или фантазию “без темы человека”. А лишь умение отделить важное от неважного, преходящее от непреходящего. Без фиксации на второстепенном или мелко эгоцентрическом.
Почему Бах, Мусоргский и Шуман так велики и недосягаемы в музыке? Только потому, что “ушли” от человека. Это не означает, что они “покинули человека”, как “центрального пункта” повествования, нет, они сумели разглядеть всё “бренное” в человеке, “преходящее”, “временное” и очистить свою музыку от этого. Их человек, эмоции, мысли кристально чисты и честны по отношению к человеку, лишены “физиологии” и мелкого человеческого эгоизма.
Человека “мыслить” в искусстве можно, и нужно, только “идеально”, умея отделить преходящее и временное. Грани здесь очень тонкие и хрупкие. Шуман, к примеру, дает в музыке всё “человеческое”, но дает в “идеале”. Его женщины, любовь, страсть, все эмоции “очищены” от “мяса”, к которому так привязано человечество. Почему Чайковский почти всегда так вульгарен в своих “страстях”? Потому что он мелок и вечно повествует в “эмоциональной части” творчества о своих “земных перипетиях”, составляющих его человеческую сущность.
Человеку трудно расставаться с привычным повседневным миром “телесного” ощущения мира. Человек “привязан к телу”. К своему вечному “животному балету”. Где его реальный балет, как и любой другой танец – самовыражение, еще пока, примитивного человека. Человеку очень сложно разделить и отделить в своих рефлексах и эмоциях физиологию и интеллект. Из-за этого человек очень страдает в неразборчивом потоке эмоций, мыслей, поступков, не умея понять и выкристаллизовать свое подсознательное или сознательное стремление к чистоте жизни и отношений.
Сегодняшний, совершенно детский, рефлекторный “бунт” всего мира против недостойного и нечистого в социальных отношениях, в этике полов совершает в добром начинании и хороших мыслях ошибку за ошибкой. Путает физиологию и этику, не умеет отделить желаемое от примитивной реальности, из-за неумения отделять философию, этику, эстетику социальных отношений от физиологии и рефлексов. Подобное невежество сегодня совершенно одолело весь мир, впавший в лютую инфантильность, независимо от области бытия, в которой человек путается. От быта до искусства.
Здесь, казалось бы, большой помощью могло бы ( и должно было бы ) быть само искусство, прекрасная музыка. Но и здесь человек совершает те же ошибки. Не умеет видеть, слышать, различать форму и содержание, отличать физиологию от “духа”, от глубокой культуры человеческого интеллекта. Человек сегодня слеп, как никогда, и никто ему сейчас не “помогает”, как раньше делали религия и искусство, так как они так же слепы в наше время, a “деятели искусства”, впавшие повсеместно в пошлость и ремесленную обыденщину даже усугубляют всеобщую слепоту и бескультурье.
Даже на уровне сегодняшних “модных тем”, вроде “харассмента”, люди непростительно фиксируются на самом вульгарном понимании роли сексуальности в их жизни. Фиксация на своих гениталиях детски смехотворна, животно вульгарна. Демонстрирует наглядно как еще темен человек, независимо от того, на какой стороне в этой теме он “выступает”. Когда речь идет о достоинстве и этике, “разговор” должен переноситься совершенно в иную плоскость, иначе всё сводится к “бане”, рынку, крикливому кликушеству, пошлой провокации, вульгарной уличной “сваре между полами”.
Без подлинной глубокой культуры человек не выживет. Самоуничтожится. Сегодня это совершенно очевидно. Человечество “бурлит и бунтует” на уровне рефлексов и болезненных неосознанных эмоций, подвергается самым различным жестоким манипуляциям, из-за своей ужасной темноты. И некому ему помочь. Потому что, забыто главное – глубокая подлинная культура, которая только и может выводить человека из темных закоулков истории, в которые он постоянно попадает.
AG ❤