“О форме и содержании. Рождественский выпуск”.
К Рождеству – хорошо ответить на мучительные вопросы.
Лет триста люди ломают копья, споря что есть талант, что есть гений. Я говорю только о современном, постренессансном времени. Спорили, конечно, и много раньше.
И ведь за столько времени никому в голову не пришло, что гений в искусстве – это лишь градации инструментов выражения внутреннего мира человека.
Гений – это не содержание. Это наиболее универсальный и совершенный набор инструментов выражения человека. Полая оболочка без наполнения. “Аппарат доставки” содержания.
И, если уж спорить, то не об инструменте, а о содержании существа. Собственно, тогда и споров не может быть. Потому что глубину и ценность содержания человека определить не так уж сложно.
Тогда извечный вопрос “гений и злодейство” потеряет, наконец, смысл. Потому что он глуп. Гений – форма. Пустая оболочка. Злодей – содержание.
Злодей – ничтожество. Никакой гений, являющийся лишь совершенным инструментом выражения, не спасёт его от бессилия. Он лишь гениально выразит свою ничтожную сущность.
Поэтому я и говорю без конца – учитесь различать форму и содержание. Гений – инструмент, его наиболее совершенная форма . Человек – содержание.
Содержание не определяет форму, также, как и форма не касается содержания. Вот эти – “две вещи не совместны”. Форма часто смущает людей совершенством, изяществом и яркостью. Гений. Пустой, без красоты содержания. Оболочка красоты. Ценен для таких же пустых и бессодержательных.
Гений – форма. Форма, сама по себе, не имеет ценности при любом уровне совершенства. Она ласкает зрение, слух, ум, сердце и душу, возбуждает интеллект. Но ничего не даёт. Не питает.
Только содержание определяет ценность всего. Только содержание питает человека.
Содержание, а не форма – критерий красоты.
Слово же “гений” – это штамп, которым человечество отделалось от понимания сути явления, так в него и не вникнув. Спутало и смешало в одно форму и содержание, как всегда и почти во всём. Потому что содержания, богатства и оригинальности внутрннего мира человека одним словом передать невозможно.