Какие говорящие фамилии у лидирующих русских дипломатов – Кисляк, Чуркин. Куда Kисляк ни придет – везде кирдык. А как появлялся Чуркин – повсюду окочуркин. Гоголь, Гоголь. Россия плачет по тебе. Вместе с Булгаковым. Всё накрылось гоголевской шинелью, как и просил г-н Булгаков.
Andrei Gavrilov Да-да. Моя вторая профессия – гоголевед. 30 лет изучал. Шенрока в Лихтенштейне купил, когда его никто из русских не знал. Конечно все истории голгофообразные с детства знаю. Писал диссертации по Розанову-Гоголю. Есть чем поделиться.
«Успех» Гоголя (какого никто у нас не имел, Пушкин и тени подобного успеха не имел) весь и объясняется тем, что, кроме плоскоглупого по содержанию, он ничего и не говорил, и, во-вторых, что он попал, совпал с самым гадким и пошлым в национальном характере – с цинизмом, с даром издевательства у русских, с силою гогочущей толпы, которая мнёт сапожищами плачущую женщину и ребенка, мнёт и топчет слезы, идеализм и страдание. … Сам же Гоголь был очень высокомерен… Как очень высокомерна всегда и гогочущая толпа…
В сущности, Гоголь понятен: никакого – содержания, и – гений (небывалый) формы. Мы его «всего поймем», до косточек, если перестанем в нем искать души, жизни … остановимся на мысли, что это был именно идиот (трудно предположить, допустить, и оттого «Гоголь так непонятен»): что «Мертвые души» – страшная тайная копия с самого себя.
Страшный ПОРТРЕТ меня самого.
– Меня, собственно, нет.
– Эхва!.. А ведь БАРИН-то – я»
«Гоголь с неистовством Поприщина, замученного докторами, опрокинул на «отечество» громадную свою чернильницу, утопив в черной влаге «тройку», департаменты, Клейнмихеля, перепачкав все мундиры, буквально изломав все царство, так хорошо сколоченное к половине XIX века»
«“Словечки” у него тоже были какие-то бессмертные духи, как-то умело каждое словечко свое нужное сказать, свое нужное дело сделать. И как оно залезает под череп читателя – никакими стальными щипцами этого словечка оттуда не вытащишь. И живет этот «душок» – словечко под черепом, и грызет он вашу душу, наводя тоже какое-то безумие на час, пока вы не скажете с Гоголем:
– «Темно… Боже, как темно в этом мире!»
«Появление Гоголя было большим несчастьем для Руси, чем все монгольское иго»;
«Гоголь отвинтил какой-то винт внутри русского корабля, после чего корабль стал разваливаться, он «открыл кингстоны», после чего началось неудержимое, медленное, год от года потопление России»;
«Нигилизм не мыслим без Гоголя и до Гоголя».
«Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя: и в 62 года думаю: ты победил, ужасный хохол».
Transvestite? Жуковский, у которого гостил Гоголь, подвел его раз посмотреть потихоньку, как он сидит за творческой работой. “Он провел меня через внутренние комнаты к кабинету Гоголя: тихо отпер и отворил дверь, – я едва не закричал от удивления. Передо мной стоял Гоголь в следующем фантастическом костюме: вместо сапог длинные шерстяные русские чулки выше колен; вместо сюртука, сверх фланелевого камзола, бархатный спензер; шея обмотана большим разноцветным шарфом, а на голове бархатный, малиновый, шитый золотом кокошник, весьма похожий на головной убор мордовок.
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел”. (о Гоголе)
Механическая кукла, а не человек, созданный по образу и подобию Божию но куда страшнее, чем неживая кукла.
«Удушливый. Да. Около нельзя было дышать. Как в могиле. И Гоголь погребал не потому, что Россия была труп, а потому, что он был могила. Потому у героев его и обнаруживается такой «страшный недостаток», как отсутствие души (у них нет «никакой души»), что нет ее и у их творца – только ее одной и только у него одного», что составляет его принципиальное отличие от других русских писателей с их тонким пониманием «внутренних движений человека.» Их творчество похоже на «цветущий сад, где полно звуков и красок, сияния солнца и жизни природы», тогда как гоголевские произведения напоминают «кладбище мертвецов»
Если мифологизированный демонизм традиционно связывался с сексуальной агрессивностью (отсюда представление о похотливости бесов и т.д.), то гоголевская патология принимает внешние черты некрофилии: половая тайна Гоголя находилась где-то тут, в “прекрасном упокойном мире, по слову Евангелия: “Где будет сокровище ваше – там и душа ваша”. Поразительно, что ведь ни одного мужского покойника он не описал, точно мужчины не умирают. Но они, конечно, умирают, а только Гоголь нисколько ими не интересовался. Он вывел целый пантеон покойниц, и не старух (ни одной), а все молоденьких и хорошеньких.
темный демон , Гоголь нынче,
Над Россией нависает :
Он клокочет чёрной пеной ,
И отраву распускает ….
и ты весь оправдан, со своим заострившимся как у покойника носом.
