Сегодня с Женей Булатовым (Evgeny Bulatov) о Шопене говорили, и, как бывает, в разговоре само-собой сказалось важное. Молодым ребятам музыкантам это будет полезно знать, чтобы определиться с выражением мира композитора.
“К нему никто не приблизился по сути. За эти многие годы. Почти 200 лет. Его первый, дошедший до нас ноктюрн написан в 1827. Скоро 200 лет.
Так вот, ошибка всех – они играют, поют. А это совершенно НЕ ВЕРНЫЙ подход. Надо дать Шопену говорить. А этого никто не может сделать по простой причине – нет человечески совпадающих качеств с ним. И тут и кончается воможность интерпретатора передать мир композитора, не начавшись. По существу – за 200 лет мы так и не знаем характера Шопена, кроме “грубого помола” – “нежность”, “певучесть”, “страстность”, мятежность”, “поэтичность” и тд.
Есть только “качества”. А ЕГО самого – нет!”
PS Каких качеств не хватает “в первую очередь”? – это утонченное изящество и рафинированный вкус (наследие Франции), мужественная сила и рыцарское благородство (по польской линии). Эти чувства надо воспитать в себе и вырастить. Только тогда можно прикасаться к музыке Шопена.
