Всё больше убеждаюсь, что в новом времени, которое уже наступило, счастливым можно быть только вне национальной культуры. Стремясь уйти от тесной русско-советской культуры в 70-х, я обнаружил, что со временем делается так же тесно и душно в каждой локальной культуре, если, конечно, ты не прекратил внутреннее развитие и не упокоился духом на каком-нибудь комфортабельном национальном кладбище.
Мои слова совершенно не относятся к идеям глобализма. Локальные культуры прелестны своей оригинальностью и разнообразием, только они неизбывно провинциальны. Наступило такое время, когда человеку, претендующему на развитость внутренней культуры и интеллекта, невозможно развиваться и работать над собой в рамкой той, или иной национальной культуры. Задача развитого человека, как раз-то и вырасти из коротких штанишек локальных национальных культур и “взбивать крем культуры” на почве лучшего, что есть на планете, разбросанного по разным провинциям, вроде неметчины, франконщины, англиканщины и пр.
Творить в рамках национальной культуры, что делают, по-прежнему, по великому своему недоумию почти все “деятели культуры и искусства” и кинематографии – это большой грех ума и души, и совершенно “вчерашний день”. Но, общество редко живет в сегодня, оно предпочитает либо вовсе не жить, либо жить в детских и родительских снах.
