Завтра пишем с Женечкой Шумана.
Теперь, когда в первых 4х частях мы рассмотрели все корни музыки, мысли Шумана, его намерения, эстетические, технические и драматические задачи в этом, пока не понятом и не исполненном шедевре, нам будет легче двигаться вперед.
Мы будем только смотреть где “споткнулись” музыканты двух веков, не понявшие самые ясные намерения композитора. Почему они споткнулись – культура и антропологический кризис человека в 20м веке – и что надо “делать с человеком”, чтобы он снова стал человеком. Потому что, на примере этого произведения вы ясно увидите как и где “сжимался человек”, его душа и мысли и как он превратился в сегодняшний “человеческий обрубок”.
Будем наслаждаться профетическими прозрениями и темпераментом Шумана, по сравнению с которой культовые рок группы 20-го века, по сей день вдохновляющие миллионы людей – “рыбные консервы”, и в отношении темперамента, и свободы, и музыкальной мысли. Такой заряд энергии, драйва жизни, свободы выражения буквально рвет фортепиано на части. Понятно почему никто ничего не понял в этой музыке за 200 лет, слишком далеко, высоко и свободно взлетел Роберт. Чайковский, оркестровав два номера из этюдов, замечательно продемонстрировал лимитации “коллег-современников”, создав на почве “электрически-кинематографического” взрывного рок-финала, апеллирующего к “стадионным толпам”, свой уютный гомосексуальный “балетик” для детей дошкольного возраста. Таков разрыв во времени и таланте между Шуманом и “остальными коллегами”.
Спасибо Женя. Спасибо ребята.
С одной стороны радостно, но, с другой – немного обескураживает мысль о массиве работы, который ждет нас. От Баха – сериалов часов на 60 – до Шостаковича. Один, лишь, мир Шопена – минимум часов 40. От мысли, что не успеем, делается немного досадно.
