Недавно я опубликовал на ФБ пропущенную главу из “Чайника”.
Читатели спросили – “а почему в книгу не вошла?”
Потому что в лоб. Точки над “И” расставлены, читателю нет простора для мысли.
“Нет уж, Андрей, говори пожалуйста до конца свои мысли” – был вердикт читателей.
До конца не до конца, а на пятый день после “судьбопоносных” выборов в США вижу – надо дальше двигаться. Намеками не обойдешься.
Подытожим и обобщим все мои тексты о форме и содержании в музыке, об инструментах и задачах.
О схожести всех проблем музыкальных с житейскими. О том, что мир музыкальный есть идеальное зеркало мира житейского.
В духовном росте один шаг занимает, порой, полжизни.Не говоря каким трудом этот шаг достигается. Внутренняя свобода. Овладение ей. Что это? Безумно сложная работа по освобождению от всего, что сковывает полет духа.
От предубеждений, посеянных семьей, обществом, образованием, национальностью, национальной культурой. А дальше – от ограничений, связанных с другими культурами, европейским обществом, мировым сообществом и так далее.
Весь наш мир состоит из предубеждений и искаженных смыслов. Научить как освободиться от них некому. Нет таких учителей. Есть только классические ориентиры. В искусстве. В литературе. А также в философии. Всё остальное – неустанная личная работа и эмпирическое познание, личный жизненный опыт.
Если подобная работа почти утопична на протяжении жизни отдельно взятой личности, то от народов, стран и государств этого роста ждать не приходится. Это работа на века, или даже тысячелетия.
Музыка – чистое зеркало нашей жизни. Великие композиторы, как правило, – маяки свободы и красоты духа и мысли. Они ценны тем, что опережают время. Не только оригинальностью мышления, но, что главное, безграничной духовной и душевной свободой.
Поэтому я всегда говорю, что главное в любом деле, после технической обработки таланта, это полнота и красота духа. Нравственная красота.
Все это понимают умом, но беда в том, что даже лишь чтобы оценить эту красоту и полноту свободы, нужен адекватный внутренний рост и духовное освобождение.
Взглянем на политику. Она выражается делами, словами, и всевозможными другими материальными поступками как индивидуальностей, так и больших общностей людей.
Поэтому картина тут намного прозрачней, чем в делах искусства, особенно музыки.
Вот идет волна сноса памятников тиранам. Украину обсуждают и в этом аспекте все кому ни лень. И даже при таком примитивном, инстинктивном уровне тяги к свободе многие люди не понимают что, собственно, происходит. Начинают мямлить, что это, мол, не важно, надо “делом заниматься”.
Подобным дуракам и в голову не приходит, что снос истуканов это инстинктивная судорога народа в ответ на насилие и несвободу, судорога порыва к свободе. И что без этого сноса визуально выраженного насилия ни на шаг не продвинуться к освобождению. Не начать духовного раскрепощения. Это как сбросить с рук тяжелые оковы, потому что это и есть овеществленные чугунные оковы на душе народов, которых подавили полным угнетением и попранием их свобод.
Такие же истуканы понатыканы в душе каждого человека. И они тянут своей чугунной тяжестью к земле, не давая духу освободиться. Их “возводит” семья, школа, общество, и всё, что связано с нашей жизнью до осознанной индивидуально тяги к свободе. Если она приходит вообще. А времени мало. А работа так велика и трудна!
И тащит, тащит на себе всё человечество страшный горб
закабаления. Все вместе и каждый по отдельности. И горб этот не на спине. Это было бы пол-беды. Тащит этот горб и гроб каждый в своей душе.
Своё семейное, школьное, культурное, национальное, социальное ярмо.
И все путают форму и содержание не только в музыке, но и повсюду. Инструменты с задачами.
Вот и выборы американские обсуждают все кому ни лень, а в корень никто не хочет поглядеть, и не может. Из-за тех же проблем. Тотальная несвобода. Внутренняя и внешняя.
Что произошло со “свободным обществом”?
Оно попутало инструменты и задачи, форму и содержание.
Левые и либералы, всякие обамы-клинтонши и пр. Они выхолостили всё, что можно из идей либерализма и свободы, оставив и оставшись сами только мертвыми инструментами свободы, свободными по форме и отравленными в содержании. Политическая корректность – это хороший инструмент демократии. Но в руках идиота или шарлатана-манипулятора он превращается в инквизицию. В угнетательство. В инструмент уничтожения самой свободы и демократии.
Перепутав везде, где можно содержание и форму эти люди, силы, партии привели людей в полный тупик, поставили их в ситуацию полной фрустрации и безысходности. Подменили задачи инструментами, формой заменили содержание. Кто-то из них сделал это по глупости, а большее количество нечестивцев делали и делают это из алчности и воспаленного самолюбия.
На этом фоне пришел в политику Трамп. Обычный дурак, но с неубитыми рефлексами. По “простоте душевной”, по неотесанности и полному бескультурью.
Зато не попутавший форму и содержание. Благодаря своей квадратности и духовной примитивности, он нашел отклик у людей, полностью запутанных гадкими “интерпретаторами свободы”, никудышними наглыми “исполнителями политической музыки”.
А мировое соообщество и молодежь уже и не видит, как и вся мировая музыкальная публика – где форма, где содержание. И бесится от “нарушений” всевозможной “этики” и “попрания демократии”. И сколько времени теперь понадобится для оздоровления целых поколений, запутанных плохими исполнителями хорошей музыки!
А пока Трамп будет играть свои простенькие марши и польки. Без претензии на сложные симфонии.
Вот и вся разница между “исполнителями политического танго”. Как и классической музыки.
Но вернемся к идолам. В классической музыке.
А также к “идеалам свободы”. И просто к пониманию и ощущению свободы.
Как “отцы основатели” в политике, опошленные тупыми политическими “исполнителями”, так и великие композиторы опошлены “горбатыми интерпретаторами”. Затоптаны поколениями слушателей с душевной и духовной катарактой. Они тащат горб и бельма несвободы в своих душах вместе с обществами, которые их породили.
Со всеми рихтерами-гилельсами-караянами и прочими идолами эпохи лютой несвободы и духовного угнетательства. Они тащат из поколения в поколение “записи” своих идолов, как рабы тащат истуканов своих тиранов. Как сталинисты со своими портретами.
И невдомек ни первым, ни вторым, что все эти записи и есть звуковые истуканы тирании, в которой они потеряли свои жизни. И бедные исковерканные люди заставляют терять жизнь и свободу своих детей и внуков “из любви к прекрасному”, на котором “они замечательно росли”.
Как видите, задачи во всех аспектах жизни мирового сообщества одни и те же. Научиться отличать форму от содержания, инструменты от задач, которые этими инструментами должны выполняться.
А главное – денно и нощно трудиться, завоевывая личную духовную и душевную свободу. Только тогда музыка сфер зазвучит и установится полная гармония мира. И в жизни и в музыке. Отвалится горб несвободы, спадет катаракта и бельма с глаз души общественной и индивидуальной.