“Я не могу долго слушать Вагнера. У меня возникает непреодолимое желание напасть на Польшу”. Вуди Аллен.
Честно говоря, почти вся бравурная немецкая музыка порождает желание напасть не только на Варшаву, но и растерзать весь мир. Кроме Баха.
Не стоит думать, что в жилах Баха текла другая кровь. Самая, что ни на есть, немецкая. Только вот, христианство сделало чудо. Бах так глубоко и искренне его принял, что стал единственным немцем, музыка которого стала только утешать и радовать, пробуждать “золото человеческой души”, а вся разрушительная агрессия, присущая племени германцев, ушла в жестокие библейские картины и сюжеты.
Направив в это русло природный заряд агрессии, свойственный немцам, Бах стал единственным композитором-немцем утешителем, укрепляющим душу. Без единого деструктивного зерна. Показав, как надо управлять человеческими энергиями, лишив их грозной дуалистической злокачественности, присущей человеку.
На примере Баха мы можем учиться какими нам стать. Он не “вымышленный” и не анонимный евангелист, а реальный человек из опасного народа. Настроивший в чистейший гармонический строй не только “хорошо темперированный клавир” и мир музыки, но и себя. Без единой фальшивой интонации.