“Mistery” of real music making

Дорогие мои, сегодня есть капелька сил и времени, и я хочу чуть приоткрыть “завесу” над “тайнами” техники и проблем, которые преодолевает художник, создавая на фортепиано иной мир, мир космоса музыки, а не мертвых звуков.
 
Я однажды упомянул в одном из постов, что мои концерты отличаются от всех живущих “пианистов” физиологической интенсивностью звука. Что, именно в этом лежит один из “секретов” совершенно другой музыки. Что же это такое? В “двух словах”. И почему это так драматически различно по отношению ко всему, что есть “на свете”?
 
Во-первых, ни для кого не секрет, что такой неповоротливый аппарат, как древняя машина фортепиано имеет душу и откликается на малейшие изменения в прикосновении человека к нему.
 
В подробности я вдаваться не буду, ибо это не входит в планы этого поста. Это отдельная тема КАК это происходит. Просто, возьмем за аксиому – фортепиано, хоть и “мастодонт”, но живой аппарат-организм. Как и скрипка и виолончель.
 
В чем заключается “ужас” музыки Бетховена для фортепиано. В том, что он первый, используя совершенно классические приемы – различные гаммы, арпеджио и тд и тп насытил КАЖДУЮ ноту отдельным смыслом и “нечеловеческой” физической силой энергии. КАЖДУЮ НОТУ.
 
Это значит, то, чему “учат” в школах и консерваториях – все эти гаммы “вверх”, “вниз”, в разных движениях – “расходящиеся”, “сходящиеся”, гаммы в терцию, сексту, двойную терцию и тд должны из гамм, превратиться в образы, при неслыханной силе атаки. Возможно ли это? Нет. Но Бетховен этого хотел и писал музыку именно, рассчитывая на невозможное. Делает ли кто-нибудь это, пытается ли? Нет. И “не думает”.
 
Например, самое начало Эмперора – “обычные гаммы”. Вот их и играют на разный лад с разной степенью скорости, “красивости” звука (а “критики” это отмечают – “звук загадочный”, “матовый”, “яркий” и прочий “детский сад”).То есть, это реальный детский сад, с важной миной и “знанием дела”. Это очень смешно. Но так продолжается уже столетиями. Публика “внимает” этим гаммам и арпеджио и детскому саду музыкантов и “критиков”.
 
Ну а что же эти гаммы и арпеджио у Бетховена? Он наполнил их силой ураганов, реальной силой космоса, полетов, торнадо, смерчей, воинскими кличами, битвами, и каждый тон содержит в себе эту силу монументальных событий, к которым тяготеет сознание Бетховена. Ну, такой вот он родился. Эдакий Атилла, попавший в 19 век и ставший композитором, а не полководцем. Хотя, он, конечно, по характеру полководец.
 
Короче, если мы на секунду примем за аксиому, что каждая “гамма” в начале того же “Эмперора” содержит в себе силу и смысл урагана и попытаемся это сделать – мы ничего не сможем. Пальцы подломятся, тело откажется, образы не получатся, ни одна “гамма” до конца не доиграется. Поняли, да?
 
Поэтому, садится пианист, и аккуратно “выписывает кренделя”, аккуратно и надежно поднимая каждый “пальчик”. Стараясь “превзойти конкурентов” в аккуратности “поднимания и опускания” пальчиков в этих самых бесчисленных “гаммах” и “арпеджио”, из которых и состоит “концерт Бетховена”.
 
Я уже не говорю, что они не видят ни смыслов, ни картин, ни литературно-философских программ, заложенных “в ноты”, это совсем “далеко” от их “куриных мозгов”. Вот, хотите смейтесь, хотите плачьте. Так “играет музыку” мир. И другого он не знает. И не ведает.
 
Развились “школы играния” этих “играний” гамм и арпеджио – всякие “гилельсымикеланджели” и пр. Они прожили всю жизнь и НЕ СКАЗАЛИ НИЧЕГО. Ни одной ноты Бетховена. Они играли “красивые гаммы и арпеджио”, составляя из них “красивые цепочки фраз”. Как “красивые” конструкторы “Lego”.
 
Так же всю жизнь играл “Баха” Гульд. Составлял “красивейшие цепочки” своих конструкторов, сам не увидев за всю жизнь “лицо” Баха. За этими конструкторами. И, следовательно, как крысолов, увел в болото музыку Баха и миллионы слушателей, которые “повелись” на “красивые звуки”.
 
Хотя, тут несколько другая история. Не связанная с дикими смыслами и физической силой, которых требует Бетховен. А просто, из-за природной глупости, пошлости и полного отсутствия культуры и понимания правды. Одним словом – Гульд бескультурный дурак. И очень занятный “интертейнер”.
 
Пубике этого оказалось более, чем достаточно. Бах им не нужен. Им нужны зрелища. Гульд их давал, вместе с командой его промоутеров и кино-раскрутчиков “феномена Гульда”. Мир смешон. Люди жалки и глупы. Культурой не обладает почти никто.
 
Но я отвлекся, назад к “Эмперору”. Стоит одну ноту (в этих гаммах и арпеджио) наполнить силой торнадо, да еще “укротить”, подчинить разуму и контролю тела эти дикие стихи нашего “музыкального Атиллы”, насытив музыку картинами и мыслями, заложенными в ней, как наши руки откажутся играть, тело возмутится, хлынут потоком фальшивые ноты. ЭТО НЕВОЗМОЖНО. ФИЗИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. УТОПИЯ.
 
Нут вот. А я это сделал. И сделал так же в Листе, в Шумане, Мусоргском, и делаю везде, где это требует музыка, которая “пощады” телу не знает, и о нем и не “думает”. Она просто живет в своем космосе. И вы должны понимать, что в этих торнадо и вихрях еще заложены смыслы и картины, которые надо ПЕРЕДАТЬ. То есть, надо, как гипотетический “Бог”, контролировать стихии. Это и есть – “музыка сфер”.
 
И вот это – основное отличие всех музыкантов всех времен, и “меня грешного”. Стихии пытался контролировать и создавать в музыке ту самую “музыку сфер” только мощный Рихтер, но был очень ограничен человечески и технически, и потому всегда зажат, как “каменный гость”. Но он один понимал необходимость “передачи стихий” музыки сфер. Другие и не пытались.
 
So it is.
 
AG ❤

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.