Древняя антропоморфная картина сыпется на глазах. Каждая эпидемия воздействовала и еще долго будет действовать подобным образом на людей, разбивая вдребезги древние “институты”, вроде церкви, абсолютной “власти от бога”, “божественного мироустройства” и прочие древние “устои и положения”.
На каждом витке времени люди готовы на минимальный эволюционный шажок, который обусловливает та или иная стадия развития архаичного человека. Насколько позволяет “общая готовность”. Первая, вторая чума – произвели ослабление церкви, усиление роли медицины, просвещения, науки и тд. Т.е. каждая глобальная “встряска” производит один и тот же скучнейший эволюционный эффект – сапиенс отделывается от очередного “клока шерсти” и “части хвоста”.
Сегодняшняя “чумка”, по-видимому, сдвинет немного экономику в сторону “гуманизма”, чуть более рельефно очертит индивидуальность “отдельно взятого сапиенса”, сменит уж совсем устаревшие подходы и методы многих “ремесел” и других форм “деятельности человека”. Чуть разовьет на “удаленке” образовательный процесс, разовьет вкус к проявлению индивидуальной креативности там, где это давно было необходимым. Сменит многие “взгляды” и “представления” о “мироздании”.
Всё это замечательно и прекрасно. Нестыковка в жизни некоторых “отдельно взятых граждан” лишь в том, что индивидуально “ищущий” и “думающий человек” проделывает все эти шажки в одиночестве, иногда делает их слишком много по меркам “общего эволюционного процесса”. Тогда, его называют “человеком опередившим время”. Что, конечно, никак не соответствует действительности. Называть овцу, выделившуюся из стада на полголовы “опередившей время” несколько преждевременно и забавно.
Остается надеятся, что “эпидемии” станут регулярными и человек, благодаря этой регулярности научится отличать подлинные ценности от ложных. Избавится от антропоморфного мышления, создаст новый словарь “языка общения”, поскольку старым “пользоваться” уже нет никакой возможности, поймет, наконец, музыку, как простейшее выражение поиска фундамента гармонии в отношениях человека и окружающего мира, избавится от “социального и политического неравенства” в обществе.
Одним словом, путь долог, человек темен, слаб и глуп. И чем чаще ему будут об этом напоминать “общечеловеческие потрясения”, тем скорее он будет развиваться. “Печально” ли это? Совсем нет. Наоборот. Это единственно возможный путь сделать “необучаемых” обучаемыми, “неисцелимых” вылеченными, слабых сильнее, темных светлее, глупцов разумнее.
AG