Соната Листа переходит в стадию подготовки к записи. Что же там сложного? Почему она всегда у всех разваливается на фрагменты, скучна и пуста? Во-первых, как всегда и везде, музыканты не потрудились расшифровать нарратив, выяснить о чем соната, где философские корни каждой музыкальной мысли. Композиторы никогда не говорят о самых богатых содержанием опусах, чтобы не вульгаризировать свои идеи и чувства, вложенные в музыку. Они знают, что сделают “исполнители” с их идеями. Они отлично понимают темноту и дикость “исполнительского мира” музыки.
Но, к этому мы уже привыкли. Мы теперь точно знаем, что вся “интерпретаторская мысль” до сегодняшнего времени, вернее, ее полное отсутствие, это музыкальный “карго культ”. Не зная о чем музыка “интерпретировать” ее могут только шаманы. И это мы знаем. Известные музыкальные шаманы от “патетических” Софроницкого до Юдиной, от “поэтических” Корто, Микеланджели до “величественного” шамана Рихтера и смешного Гульда оставили большой след в душах дикарей, “любителей музыки” двадцатого века. Просвещение человечества дело сложное и долгое, эволюционно-ползучее. Просвещение музыкального мира – дело втройне сложное и долгое, так как музыканты всегда плетутся на задворках цивилизации и культуры.
Всему свой час, и время дикарей подходит к историческому закату. Хотя, по-прежнему, весь “мир классической музыки” и ее “любителей” состоит из тех же самоупоенных дикарей, тем не менее, время “на дворе” иное, и музыкальный шаманизм поднадоел за 300 лет некоторым людям, желающим просвещения и осознанности. Сегодня, шаманы и шаманихи, вздымающие персты перед “святой музыкой” в благоговейном идиотизме не могут вызывать у нормального человека ничего, кроме смеха. Нормальных, правда, мало, но и это пройдет с течением времени.
Лист o многом хочет поведать, но его беда – он не талантлив, и поведать музыкой может лишь малую часть тревожащих его тем. Его соната – попытка раскрыть и поведать о своем внутреннем мире так истово и откровенно, что этой музыке необходимо уделить внимание, для запечатления духа мятущегося эксгибициониста. Необходимо в записи дать слушателю проникнуть в самые дальние “тайники подсознания” этого забавного человека, дерзнувшего говорить о рефлекторном, подсознательном, табуированном в своей музыке, что для первой половины девятнадцатого века достаточно необычно и не может не вызывать интереса и уважения, хотя бы, к попытке высказать себя столь откровенно.
Вот на этом мы и сконцентрируемся в записи – дать полную картину раскрепощенного подсознания автора, что он, собственно, и мечтал сказать и сделать в этой музыке. И сделал и сказал в меру своих способностей. Помочь его музыке раскрыть, что лежит в самой глубине этой музыкальной конфессии хаотического венгра, будет славным трибутом в деле освобождения классической музыки от шаманизма, от дикарской темноты толп ее “служителей”, которые за 300 лет не смогли продвинуться в постижении своего “дела жизни” по разным причинам. От социально-политических и национальных, до культурно-антропологических барьеров, так и не преодоленных человечеством.
AG ❤