Этот Бетховен — малоприятная и совершенно необузданная личность. Разумеется, человек он проницательный и умный, и трудно не согласиться с ним, когда он утверждает, что этот мир отвратителен. Однако я вынужден заметить, что присутствие в этом отвратительном мире господина Бетховена вовсе не делает мир более привлекательным».
Милый Гёте. Так растерялся при близкой встрече с Бетховеном, что напротиворечил собственной же логике. Оторвав талант от личности, Гете сделал ошибку, которую обычно не делают проницательные люди. Странно. Гёте, и не “проницателен”. Поразительная близорукость для творца “Фауста”. Говорящая о том, что Гёте понимал “общечеловеческие проблемы” и “вечные вопросы” рассудочно, но был слеп и не глубок эмпирически.
Не сопоставив интеллектуальную ограниченность и философскую беспомощность Бетховена с тем, что он принял за “трудный характер” и “сварливую” сущность, “не связанную” с музыкой, которую эта “сущность” продуцировала, Гете не увидел ни слабости таланта, ни глупости человека, носителя этого великого дарования и, к тому же, продемонстрировал полное непонимание природы музыки, человека и композитора. Музыки, как отражения сознания человека, композитора, как носителя интеллекта и характера, выраженного в музыке, человека, как проводника добра и красоты, в чем и проявляется высокий интеллект.
“Умный” и глубокий талантливый художник делает мир своим присутствием в нем лучше априори, так как насыщает мир “умным творчеством”, которое не может не сделать мир лучше. А вот, глупый, не смотря на великий талант, мир лучше не сделает. Напротив, не умный большой талант, за которым теленочком побежит мир, и приведет мир туда, куда его может привести глупец. В тупик.
Творчество Бетховена это большой обман, грандиозная “иллюзия добра”. Это дикий бунт против бесчеловечности мира, но бунт ребенка, ничего не понявшего в мире ни о себе, ни о людях. А мир еще долго будет плестись за этим огромным немецким дитем, так же ничего не понимая, ни о себе, ни о путях, которыми надо идти.
AG ❤