Хочу рассказать о чуде, которое произошло на Новый год.
Начну издалека.
В 1974 году я услышал, как победитель Международного конкурса им. П. И. Чайковского, еще совсем молодой Андрей Гаврилов исполняет Первый концерт Чайковского.
Энергетика этого исполнения передавалась даже через черно-белый телевизор с плохим звуком. Я тут же побежал и купил пластинку фирмы “Мелодия”, которая выпустила эту запись. Слушал ее часто. Она до сих пор лежит где-то у меня в истрепанном черно-белом конверте.
Прошло много лет. И вот, благодаря “Фейсбуку”, я уже напрямую встретился с Андреем Гавриловым и поразился масштабности его личности и таланта. А еще эрудиции, разносторонности, его отношению к миру, к музыке, истории, философии и удивительной работоспособности. Это какой-то космос, который и завораживает, и немного страшит, поскольку требует не только потреблять, но и понимать и воспринимать новое и непривычное. Речь идет не только о музыке, но и о размышлениях Андрея на темы и глубинные, и повседневные.
В музыке он делает вещи невероятные, стремясь вложить смысл в каждую ноту. И, невероятно, но это ему удается. А еще он занимается настоящим просветительством, рассказывая подробно и понятно о содержании композиций, их временном и эмоциональном контексте, о том, что до него не слышали другие. Для дилетантов, вроде меня, это бесценные подсказки, как понимать этот язык.
Этот Новый год мы собирались отметить по-семейному в Варшаве, но тут я узнаю, что у Маэстро будет праздничное турне в рождественско-новогодние дни. Мы, конечно же, поменяли все свои планы, чтобы попасть на концерт Андрея Гаврилова в Берлине 31 декабря.
Это было слишком фантастично, чтобы в это поверить: музыка Баха в исполнении Андрея Гаврилова и камерного оркестра в соборе в новогоднюю ночь!
Сам Маэстро предвкушал этот концерт и написал у себя на страничке: “Бах, дивная музыка, наполненная мыслью, верой и страстью. Изысканно строгим вкусом. Покой свободной мысли и полет души. Красота безупречных пропорций. Строгая роскошь гармонии музыкального космоса. Церковь, но светская в новогоднюю ночь. Там рояль и небольшой оркестр”.
Незадолго до концерта мы зашли к Маэстро поздороваться. Он вновь поразил меня, на этот раз своей полной открытостью и щедростью.
Мы ожидали виртуозного исполнения непревзойденным музыкантом произведений величайшего композитора, но на самом деле это было самое настоящее чудо, и нам посчастливилось при этом присутствовать.
Весь концерт закончился за несколько минут до полуночи. Мы едва успели выскочить на улицу. Откуда-то, похоже из воздуха, материализовалась бутылка “Вёв Клико” и бокалы. Вокруг грохотали фейерверки, пробка выстрелила, шампанское благополучно попало в бокалы и мы небольшой компанией во главе с Маэстро приветствовали Новый год.
Это был самый чудесный Новый год для меня и моей семьи. Слово “чудесный” здесь употребелно в прямом, а не переносном значении.
А потом, 5 января, еще был Второй концерт С.В.Рахманинова в Большом зале Берлинской филармонии в сопровождении национального оркестра под управлением чудесного дирижера Михаэля Цукерника. Мы задержались в Берлине, чтобы попасть и на этот праздник.
“Хотите послушать влюбленного Сережу? – прокомментировал Андрей этот концерт, – там ведь только о любви.”
Рояль в зале филармонии с прекрасной аккустикой звучал как-то особенно уютно. Потом мы узнали из записей Маэстро, что это был четвертый рояль. Три предыдущих он забраковал, добиваясь идеального звучания любви, расказанной “Сережей” Рахманиновым.
Спасибо, дорогой Андрей! Это было незабываемо!