From preface essay of our new Album.
В этом Альбоме представлены два лучших, непревзойденных сочинения для фортепиано. Одно, представляющие русскую культуру, второе – европейскую. Мусоргский, найдя спонтанно новую форму выражения – “Картинки”, сумел передать в музыке необыкновенно широкий взгляд художника, охвативший, буквально, “всю Россию”. Как в историческом контексте, так и художественно-философском. Благодаря новой форме, он сумел создать самое богатое художественными картинами и смыслами фортепианное сочинение. Его “Картинки” это форма “панорамного отображения” родной культуры. Не “о себе” заботился Модест Петрович, а написал музыкальный шедевр, в котором запечатлел свою родину.
Шуман, благодаря, теоретическим познаниям композитора и практика-пианиста, создал уникальный технический стиль художественно-философского музыкального повествования. Сумев соединить в единое целое реальную оркестровую партитуру, которую, по идее, можно воплотить лишь в оркестре или на нескольких инструментах фортепиано. Если бы не феноменальное техническое мастерство композитора-пианиста, позволившее объединить виртуозное полифоническое полотно для одного исполнителя, свести многоголосную ткань гигантского полотна в клавир для одного фортепиано. Его “пианист”, как Шива, должен быть многоруким, чтобы воплотить утопическую красоту этого великого сочинения. Сочинения, воплотившего всю романтическую красоту романтического наследия европейского рыцарства. Произведения, не рассчитанного на “исполнение”, а сотворенного, как утопический подарок человечеству, как послание в будущее.
Всё это делает эти два сочинениями двумя “Эверестами фортепианной литературы”, которые, как реальный Эверест является вершиной материального мира, всегда будут вершинами духовного мира, проверкой музыкантов на право называться Мастером.
AG