Умное искусство для зрелого человека.
Как мало зрелых мудрых людей в жизни, так же мало их в искусстве, литературе, поэзии и музыке. Среди причин этой “напасти” три основные. Генетическая неспособность роста, краткость жизни, “занятость” карьерой, не дающий вырастить собственную философию, которая могла бы питать и “целить умы и души” зрелых людей. Все три причины очевидны и понятны – нет физической возможности, смерть оборвала возможный рост, “некогда взрослеть”, из-за вечной необходимости удержания “на плаву” карьеры, и алчности.
Эта не только беда русской культуры, хотя в ней мудрых зрелых талантов особенно мало. Где из крупных талантов в литературе вырос “в полный рост” и созрел лишь мудрый Островский, давший в сочинениях через своих замечательных “кабаних”, “катерин”, “огудаловых”, “бальзаминових”,”кнуровых”, “вожеватовых”, “счастливцевых”, “несчастливцевых” и многих других целый живой своеобразный мир, через который светит его зрелый ум и ясная оригинальная философия.
Этой зрелости “недобрал” даже Толстой, ставший по-настоящему созревать только ко времени написания его замечательного “Трупа” (впоследствии – пьеса “Живой труп”), явно написанного под влиянием Островского. Но самобытного, оригинального, очень русского, в хорошем смысле, и до сего дня современного. Вся русская литература и поэзия так и осталась на “подростковом уровне”, как и задал ей тон ее основатель, великий “неблагополучный подросток” русской поэзии.
Та же картина и в мире музыки. Музыка и вовсе “провоцирует инфантилизм”, во-первых, из-за очень громоздкого ремесла, часто целиком поглощающего музыкантов, как исполнителей, так и композиторов, а так же по сущности природы музыки, где эмоции служат основой выражения философских мыслей. Где композиторы так и остаются вечными подростками, рассказывающими до смерти о своих “душевных болячках”. Довольно дико слышать “душевные конфессии” о “своем личном” в зрелых, даже преклонных летах, вроде музыки Чайковского или Брамса.
Когда “старики” до смерти “ноют о любви”, о “личных проблемах”, “переживаниях” и делают это в музыке с “эмоциональным сладострастием” это недопустимо пошлый инфантилизм. Редки великие композиторы, как и писатели или поэты, сумевшие создать свой мир, свою питающую зрелых людей философию, поднявшись высоко над “приземленными темами”.
Что же делает искусство, литературу, поэзию, философию и музыку “зрелой и умной”? Прежде всего, сила духа, интеллект и воля, позволяющая перешагнуть через мелководье “эго”, подняться выше всей человеческой суеты, наполненной всем “личным”, “рефлекторным”, эмоционально мелким, “частным”.
С другой стороны, есть огромный массив искусства и литературы, претендующий на “интеллект”. В эту ловушку для дураков немедленно попадают те, кто со студенчества тянется к “умному искусству”, не имея сил, опыта, ума и таланта определить его, и здесь этот огромный слой, как бы, “думающих людей” (желающих думать) поджидают шарлатаны. Умелые манипуляторы, имя которым – “легион”.
Всевозможные штокхаузены, пендерецкие и прочие претенциозные бездарности, но всегда, уже сами со студенчества, “гуру”, с распростертыми объятиями встречают миллионы идиотов, которые навсегда остаются инфантильными “серьезными детьми”, превращаясь со временем в инфантильных старичков со своими тупыми мертвыми “кумирами-интеллектуалами”.
Умная зрелая литература, искусство и музыка. Редкий гость на нашей планете. Люди, пока еще, вообще, во всем очень молоды исторически-антропологически. Тоже, своего рода, пока что, вечные подростки. От политики до науки и искусства мы мало видим зрелых красивых талантливых людей. Их почти нет. Такое искусство и литература меньше всего “востребованы”.
Что совершенно естественно, так как люди еще для этого не созрели. Совершенно характерными являются факты долгого, комически долгого “непризнания” таких композиторов, как Бах, Шуман и Мусоргский. Которых по двести лет “не понимали люди”. То есть, до сих пор не доросли. Только начинают приближаться к самому доступному из этих троих замечательных композиторов – Баху.
Каждый из этих троих гениев по-своему поднимался “над землей”, оставаясь вне влияния “коррозии времени”, создавая мудрое зрелое живое искусство, прекрасную зрелую музыку, лишенную всего мелочного, мелкого, эгоистичного, эготического. Бах, рано принявший христианство с юности привык не говорить “о себе” в музыке. Христианство помогло ему создать свой мир, лишенный временного.
Какие бы темы, философские и музыкальные, Бах ни использовал, он сразу давал им “чекан вечности”, отделяя главное от второстепенно-мелкого, “тленного”. Через красоты пропорций, стройность архитектуры, строгий контроль над эмоциями, благодаря прекрасному вкусу Бах очень рано ушел от тления материальных земных предметов и тем. Касаясь всего, что важно и дорого человеку, он поднял человека на совершенно иную высоту, оставив во всем только его интеллект и душевную красоту.
Шуман, всю жизнь пиша о любви, женщине, о всем самом земном, “романтическом” создал свой “фантазийный мир”, где тоже нет места суете и тлену. Пиша о личном, Шуман обобщает весь свой опыт, перенося его в плоскость четких форм и безупречного вкуса. За каждым тоном музыки Шумана стоит воля и интеллект, согретые изумительно теплым светом. Мусоргский создал свой русский мир, удивительно красивый и притягательный.
Его темы – широкий охват всего русского, от корней, от начал всех начал до изумительных золотых картин будущего. Мусоргский тоже говорит обо всем, не минуя ни “земной любви”, ни национальных отношений и самых причудливых аспектов исторических разнонациональных коллизий, открывает азы джаза и рока, идя от народных, “уличных” корней, поет прекрасную песню еврейству, оставаясь золотым русским композитором, равных которому нет и вряд ли будет.
Человечеству предстоит еще долго расти и дорастать до зрелого мудрого искусства и литературы. Ему еще только предстоит начать расти. Выходить из затянувшегося подросткового периода. Если человечество-подросток не уничтожит себя, у него есть шанс в будущем познать красоту зрелости и узнать красоту зрелого искусства, литературы и музыки.
Пока же, оно довольствуется шарлатанами и яркими подростками, удовлетворяющими “культурные” и интеллектуальные “запросы” недоросли-человечества. Что же, среди этого “детского сада” искусства человечества есть много ярких звездочек. Они ярко светят, греют уже меньше, дать “для ума” ничего не могут. Пока что, это удовлетворяет людей, да и то, даже их не постигают. Вырастут ли? Поуменeют? Время покажет.
AG ❤