BWV 12

Good afternoon my dearest friends. ❤

Поскольку, сегодня суббота, мы можем начать с хора, открывающего кантату BWV 12 – “Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen”. Если бы не суббота, я не стал бы давать в начале дня настолько сильнодействующую музыку, которая может парализовать человека своей глубиной. Итак – “Слезы, Стоны”, “Тревоги”, “Беспокойства”, “Страх” и тд. Название красноречивое – обо всём “грустно-бренном”, что сопровождает жизнь человека. Должен сразу сказать, что человека “взять похоронкой” ничего не стоит. Нестабильность (неустойчивость) действия минора на физиологию человека давит на его “слезные инстинкты”, как резка лука выделяет слезы. Ничего особенного: фи-зи-о-ло-ги-я.

Минором любят пользоваться те, кто хочет быстрого успеха и “всенародной любви”. Hет ничего проще – снискать “любовь масс” минором. Люди единятся в ничтожестве гораздо быстрее, чем в светлом достатке. Понятно, стадо есть стадо. Bсем плохо – это легко и приятно. Объединяет людей в естественной простоте бессилия. Всем хорошо – пока не получается. Поэтому, минор “наше всё”. Единит, “усмиряет гордыню”, в слезах все едины. Но, это отдельная психо-физиологическая тема, которую (ебж) мы обязательно будет “проговаривать”.

Многие композиторы делают минор своей “торговой маркой”. Народ “млеет”, все в слезах умиления, даже танцуя. Ведь, танец, это, прежде всего, ритм, и подсыпая в него яд минора, композитор знает – танец обречен быть признанным “своим” темными людьми. Какой-нибудь г-н Шаинский просто не может писать в мажоре, ибо бездарен и глуп, как пень. “Вставай страна огромная” – пошлый пустой марш. Но, минор! Агрессивный марш в миноре – “пробирает”. Естественно, уже никто и не задумается о пошлости мелодии и самого явления – агрессивный минорный марш-похоронка.

Там, в стране дураков, еще есть некая г-жа Пахмутова, которая занимается тем же – дает в корм своим согражданам минор, часто краденный, и несчастные темные люди подземной страны уже влюблены в автора, ибо – “за душу берет”. То, что душа там грубая подделка под человека и пещерная дикость, давно прошедших периодов времени, никому в голову не приходит. Ибо темны. Массы темны повсюду, но минор действует на них безотказно. Есть еще некий, к примеру,”Пинк флойд”, которого обожают “продвинутые массы”, легко манипулирующий самодовольными дураками простейшими минорными гармониями, выстроенными, как бы, “умно”. Kак бы, с “холодной отстраненностью”, показательно “жестко”.

В мажоре, если делать его стоящим внимания, нужно богатство созидательных философских идей и очень большая изобретательность – талант и глубокий цепкий интеллект. Это очень сложно и трудоемко. Но, пользуясь минором, можно “обойти” все трудности и давить из человека мягкие слезоточивые эмоции, как соковыжималка давит сок из мякоти фруктов и овощей. С человеком всё очень просто, если есть желание им манипулировать. И всё очень сложно, если хочешь “приподнять” его над “бренной землей”.

Мы уже отмечали главную черту композиторского дарования Баха – продуманную, необыкновенную оригинальность соединения простых гармоний и мелодических ходов. За этим стоит не “природный талант”, а гигантская работа ума и большие знания – от композиции, до познания человеческой природы. Еще одна отличительная черта Баха. – он никогда не “спекулирует минором”. Его коллеги – от Вивальди до Генделя, рассыпают минорные гармонии, как сеятели сыпят семена.

И они дают легкие всходы, всегда. Успех гарантирован. Человечество обожает “Времена года” – дешевую декоративную поделку-погремушку Вивальди. Всевозможные “лунные сонаты” и прочий “патетический мусор” дурновкусных композиторов. Ибо человек глуп, темен и, соответственно, дурновкусен. Понимая это, многие, многие люди манипулируют им, наслаждаясь “властью” над бедным животным и используя его темноту на свое сомнительное “благополучие”.

Бах никогда не позволяет себе опуститься до пошлого (пустого) минора, это его вторая отличительная черта от всех на свете. Ум, честность и достоинство. Его минор, как и его мажор, полон тех самых “вечных” философских идей, о которых я говорю постоянно, – что только ценные философские идеи делают музыкy “вечно современной”, а не гармонии и мелодии “ласкающие слух”. Россини ласкает слух от первой до последней ноты, оставаясь бессмысленной пустышкой, ибо родить ценные идеи не в состоянии. Бах наполняет свои миноры, зная отлично их действие на физиологию человека, богатейшим содержанием.

И, разумеется, содержание баховских миноров глубоко гуманистическое, как мы называем то, что что имеет в себе любовь и уважение к человеку. За-бо-ту. Вот, и в первом хорале, после пронзительной прелюдии, Бах не “выдавливает слезу” из бедного человека, а ищет способов ее, слезы, преодоления. В его гармониях и мелодических ходах содержится не “неизбывная грусть”, а неизбывная нежность и глубокий ум, сопряженный с безупречным вкусом. Его минор не подавляет безысходностью, его минор не сиропно-сладок, что обожает темная русская толпа, не резко и холодно аттрактивен, что обожает тупая английская толпа.

Баховский минор умен, богат, изобразителен, метафизичен. Это лабиринт невзгод, через который он ведет слушателя к созидательному свету. Через очищение к знанию, пониманию и любви. Это удивительная честность отношения Баха к человеку, его сознательных отказ от “легкости путей” ( с его талантом он бы мог легко манипулировать любым дураком-сувереном, наполняя без конца карманы золотом) – это действительно то, что люди называют “подвигом”, не очень понимая что это значит. А в случае Баха это значит “служить честно Богу”. На самом деле, конечно, человечеству. 🙂AG ❤

2. ChorWeinen, Klagen,Sorgen, Zagen,Angst und NotSind der Christen Tränenbrot,Die das Zeichen Jesu tragen. 2. ChorusWeeping, lamentation,worry, despair,anguish and troubleare the Christian’s bread of tears,that bear the marks of Jesus.AG ❤

В литературе есть есть бесчисленное количество счастливых утопий, светлых фантазий, когда люди встречаются с “божеством” и увлекаются счастьем, светом, фантастическим “общением”, беседами с “богом”. Не надо “далеко ходить”, любимый русскими детский роман – “Мастер и Маргарита” – содержит в себе много таких милых светлых фантазий. Мастер, создающий картину мечты – идущий по солнечному лучу с Иисусом Пилат, которому “прощается” страшная “непростительная ошибка”.

Вряд ли, конечно, реальный Пилат вспоминал среди десятков тысяч казненных и замученных римской империей, при его участии, какого-то несчастного странника с “проникновенным взглядом” красивых глаз. Тем не менее, мечта общения с “богом”, или, хотя бы, с “богочеловеком”, который тоже “немножко бог” жила, живет и еще долго будет жить. Хотя, выражает она ничто иное, как выход человека к свету интеллекта – “разума”, где ничто физиологически уже не омрачит процесса жизни. Мечтал об этом и Бах.За что я отдаю предпочтение музыке перед всеми “искусствами”?

Хотя, музыка это не “искусство”, это гораздо больше. За это именно я и отдаю ей “предпочтение”. Музыка это синтетический феномен, обнимающий всего человека, со всем его “миром”. И выражающий этот мир в живых вибрациях, “звуковых волнах”. Звуковых волнах, насыщенных смыслами, картинами и эмоциями. Которые мы, при желании и некотором старании/напряжении, можем не только “видеть” и “понимать”, но и чувствовать – “пе-ре-жи-вать”. Что делает музыку живой материей, а не “видом искусства”.Музыка, это наша физиология, только оторвавшаяся от наших тел в процессе эволюции.

Тем и прекрасна. Мир идеальной жизни человека будущего. Без постылого “бренного тела”, милого, но сковывающего наши космические стремления “духа”. К чему я говорю так долго “вступительные слова”? Именно к этой арии тенора, призывающей быть “верным”. “Надежным”. Тем, кому доверится “бог”. Но, оставим религиозно-философские мечты и перейдем к реальности. А наша сегодняшняя тема – Бах, с его кантатой к третьему воскресению после Пасхи. Мы начали вчера с изумительной “симфонии”- пролога.

Продолжили сегодня не менее изумительным хором о “страданиях” несчастного племени людей.Но, то были тоскующие люди. И вот, великий мечтатель, но и великий педантичный труженик Бах, вводит в повествование само божество. Боюсь, чтобы это понимать, надо хорошенько соображать, что такое музыка, и знать музыкальный язык. Oднако, я не встречал подобных специалистов в своей жизни. Поэтому хочу подсказать. В этой арии, которая начинается совершенно тривиально, басами виол да гамб, дедушек виолончели, мило воркующего органа, аккомпанирующих взволнованному тенору. Ария, как ария. Каких тысячи, если не десятки тысяч.

И вдруг.. Я хочу только заметить, что великие композиторы (я не раз говорил об этом) используют для голосов богов медные духовые инструменты. Валторны, тубы, трубы и прочие “райски-инфернальные” инструменты, выражающие “потусторонние силы”. Так вот, проследите сами, я не хочу комментировать. Пусть это будет вашей задачей. Пообщайтесь с Бахом и Иисусом без моих “подсказок” и комментариев. Так вот, “и вдруг”, к тенору, призывающему быть “верным вере” присоединяется сам Jesus. В образе ласковой, чистой золотоголосой “тромпетты”.

Проследите, как Бах руководит его голосом, появлениями в пространстве, соединением с человеком, игрой “нa повышение-понижение” мелодии.Но, главное – интонации. Эта “чистая ласка”, “божественное свечение”. Упоительнoe единениe человека с богом. Может быть, это не Бах “руководит” голосом “Иисуса”, а Jesus “руководит” пером Баха. Может быть, может быть. Это настолько деликатно, светло и хорошо, что уже и не поймешь кто кем “руководит”. Во всяком случае, наслаждайтесь не просто музыкой, а ее пониманием. А это, ведь, редко бывает с гомо сапиенсами. Они, всё больше, “чувствуют”.

Последняя ария из удивительной “сегодняшней” кантаты “Weinen, Klagen, Sorgen, Zagen”, BWV 12: Aria: “Kreuz und Krone sind verbunden” (Alto), вполне спокойна и формальна для Баха. Гордая баховская ария, порученная меццо сопрано, привычна для нашего слуха. Что и хорошо, “на ночь глядя”. 🙂3десь нет никаких “открытий”, которыми были переполнены последние полтора дня наши прослушивания. И говорит ария о вполне формальных философских вещах – “Крест и Корона неразрывно связаны”. Мысль вполне современна и “сегодня”. Good night to all. Have a nice peaceful night.

AG ❤